Идем в детсад. Как подготовить ребёнка к посещению детского сада.

Кажется, ещё вчера ваш кроха только появился на свет, и вы умилялись его первыми достижениями. Но время летит незаметно, и вот маме уже пора выходить на работу, а это значит, что настало время и малышу пойти в своё первое образовательное учреждение – детский сад.  Как он будет там себя чувствовать, найдёт ли общий язык с воспитателями, появятся ли у него друзья, не будет ли часто болеть? Все эти вопросы естественны, ведь детский сад — это первое социальное общество для ребёнка, в котором он проведет 4- 5 лет своей жизни. Понравится ли ребенку в детском саду и будет ли он в дальнейшем ходить в него с удовольствием, а также как посещение садика повлияет на здоровье и развитие малыша, во многом зависит от успешной адаптации. Помочь ребенку быстро и легко адаптироваться в саду — основная задача не только воспитателей, но и родителей.

 

Зачем нужен детский сад

Некоторые родители отказываются от посещения их ребёнком дошкольного учреждения, аргументируя тем, что они сами дадут своему малышу все необходимые знания, а со сверстниками ему хватит общения и во дворе.

Но родители, как бы они не хотели, не смогут в полной мере дать возможность ребенку адаптироваться к детскому обществу, обществу своих сверстников. Конечно, общение с соседскими детишками очень полезно, но этого мало, чтобы понять детский коллектив. Когда малыш ходит в детский сад, то начинает жить вместе с детьми, выстраивать с ними отношения. Отношения эти многогранны, так как детей в группе значительно больше, чем малышей в дворовой песочнице, и они проводят вместе гораздо больше времени. При этом малыш пытается выстраивать эти взаимоотношения уже самостоятельно, без маминой опеки и контроля, что крайне важно для развития личности ребенка и его дальнейшей адаптации к школе и другим социальным институтам.

Режим дня, который соблюдают малыши в детском саду, оптимален для детей дошкольного возраста. Строгое соблюдение режима дня (что крайне сложно реализовать в домашних условиях) благоприятно сказывается на физиологическом и эмоциональном развитии малыша.  Ребенок приучается к дисциплине и самоорганизованности, учится самостоятельно одеваться, убирать за собой, следить за своими вещами.

Помимо этого в детском саду проводятся разнообразные развивающие занятия: рисование, лепка, аппликация, музыка, развитие речи, литература, физкультура и многие другие. Обеспечить такое разнообразие в домашних условиях у родителей не хватит ни времени, ни сил, а значит, всё равно придется водить малыша в центр раннего развития. Подготовительная садовская группа не зря имеет такое название. В последний год перед школой занятия деток напоминают школьные уроки, на них изучают основы арифметики, письма. Кроме того, когда ребенок пойдет в первый класс, то наверняка в нем окажется 1 — 2 человека из его садовской группы. А это значительно облегчит процесс адаптации к школе.

 

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад.

Психологи утверждают, что полностью готовым к посещению детского сада является ребенок, достигший 3-4 лет. До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, В ЭТОТ ПЕРИОД СИЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ И БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ! Поэтому любой ребенок, а тем более, эмоционально чувствительный, которого отдают в ясли до 3-х лет, будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

Не лучшее время отдавать малыша в сад, если он переживает так называемый, кризис трех лет (который ещё называют — возраст строптивости). Это период в жизни ребенка, когда он впервые пытается отделить себя от родителей и хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным. Проявляться кризис может по-разному, но основными симптомами являются: невыносимое упрямство, негативизм, своенравие и протесты. Отправляя малыша в сад в этот период, мы создаём для него дополнительные стрессовые ситуации.

Наиболее мягко адаптация к саду проходит у детей в возрасте 2 — 2,5 лет. Если не получилось отдать малыша в садик в это время, лучше дождаться, когда ему исполнится 3,5 — 4 года.

В связи с интенсивным развитием современного общества, сейчас наблюдается некоторая акселерация (ускоренное развитие) детей, в том числе и раннего возраста, которая связана с увеличением потока информации, которую получают наши дети, смотря телевизор, слушая радио, с самого раннего возраста путешествуя с родителями, к тому же их воспитанию родители уделяют гораздо больше внимания, чем раньше. Поэтому возрастные особенности развития детей несколько сместились, а значит, к проблеме детского сада нужно подходить индивидуально к каждому ребёнку.

 

Если ребёнок достаточно самостоятельный, тянется к общению со сверстниками, то и в детском саду ему будет хорошо. А если малыш, очень привязан к маме и не хочет оставаться ни с кем другим, отдавая его в детский сад без достаточной подготовки, можно вызвать у крохи сильный стресс, и процесс адаптации задержится на долгие месяцы, и может сопровождаться продолжительными болезнями.

 

Как долго может протекать адаптационный период?

Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше. Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Легче других адаптируются дети с темпераментом холерика и сангвиника. У них быстро переключается внимание, их легче чем-то заинтересовать и отвлечь. Флегматики и меланхолики свое горе будут носить в себе и переживать несколько дольше и сильнее.

Деткам — интровертам (тип личности которых, ориентирован внутрь себя, на свои внутренние переживания) привыкать к садику сложнее, чем детям – экстравертам (ориентированным на внешний мир и окружающих). Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Дети с ослабленным здоровьем, даже если им нравится в садике, часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации.

Как долго будет длиться период адаптации, зависит и от того, насколько правильно мама подготовит малыша к этому значимому периоду в его жизни.

 

Как подготовить малыша к детскому саду

Готовиться к переменам в жизни малыша желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

1. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими.

2. Познакомьте ребёнка с детским садиком, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Гуляйте возле него каждый день, наблюдая, как играют на прогулке дети. Объясните ему, что он становится взрослый, и скоро тоже, как эти детки будет ходить в этот замечательный детский сад. Расскажите ему все преимущества посещения детского сада (у тебя появится много новых друзей, там очень интересно, много игрушек и т.п.).

3. Постепенно приучайте ребёнка к режиму дня, который будет в детском саду, в который вы планируете ходить. Дома, бывает, довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к режиму ребенку будет действительно гораздо легче адаптироваться в саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 часов малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать.

4. Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Малышу значительно проще будет адаптироваться к условиям сада, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук.

5. Играйте с ребенком в «детский сад». Расскажите ему о том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Объясните, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. И пусть игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — гораздо выше вероятность того, что малыш пойдет туда не с тревогой, а с радостью, потому что, он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

 

Если вы все делали правильно, то ваш ребенок будет готов к важным для него переменам. К началу посещения садика он уже будет знать, что такое детский сад и зачем он будет туда ходить. Ребёнок будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

 

Личный опыт

По собственному опыту мамы двоих детей, все мои детки пошли в садик до 2х лет. Старшая девочка, по характеру меланхолик, привыкала к садику дольше, чем сын. Много плакала, но нашла взаимопонимание с нянечкой, начала воспринимать её как бабушку, и уже через пару недель стала ходить в сад без слёз. В дальнейшем адаптировалась, и проблем с посещением сада у нас уже не было.

Младший ребёнок по характеру более активный, общительный. До посещения детского сада у нас был большой круг общения среди детей его возраста, появилась постоянная компания одногодок (5-6 человек). Когда я решила его отдать в детский сад, место нам ещё не дали и мы пошли в частный мини садик на пол дня. Как я теперь вижу, это самый лучший вариант адаптации к детскому саду:

1. Одно из несомненных преимуществ частных детских садиков – небольшие группы. Как правило, группа платного детского сада не превышает 5-8 человек на двух воспитателей и нянечку, тогда как в государственном садике в одной группе собирают по 25 человек, при этом воспитатели постоянно меняются, а нянечки может не быть вообще, если группа не ясельная.

2. Каждому ребенку хватает и заботы, и внимания, никто не остается незамеченным, воспитатели успевают каждого приласкать и с каждым поговорить (это, наверное, самое важное на первом этапе расставания с мамой.)

3. Небольшая продолжительность пребывания ребёнка вне дома.

4. Ребенок приучается к садовскому режиму.

В частный садик мы проходили 3 месяца, когда же настало время переходить в муниципальный сад, я очень волновалась за своего сыночка.  Но этот переход оказался безболезненным, он с первого дня без слёз пошёл в новый сад, так как для него весь ритм садовской жизни был уже знаком. Конечно, первое время я его забирала пораньше, пока он  не привык к новой обстановке. Сейчас он ходит в сад с большим удовольствием, мы даже стараемся забирать его попозже, так как ему там очень нравится, и он к нам сразу не выходит, пока не доделает свои дела (долепит, дорисует, достроит домик).

 

Наталья Бобарико,

психолог

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх