Приучаем ребенка к домашним делам

Наверное, всем родителям хотелось бы, чтобы ребенок (возраст тут практически не важен) помогал им по дому. И реальная помощь тут не так важна, как прививка необходимых навыков, осознание ответственности и самостоятельности. Ребенок, у которого сложились определенные обязанности, растет более отзывчивым, понимающим и уважающим чужой, да и свой труд, а также умеющим правильно организовать свой день. Но, как добиться от своего чада помощи, если у него не остается времени после игр на компьютере или просмотра телепередач?

Тут важна мотивация, просьбами и уговорами – ничего не добьешься. Малыши – помогают маме сами, на голом энтузиазме, им мотивация не нужна, они хотят считать себя взрослыми и показать всем, что тоже что-то могут сделать. Но повзрослевших детей уже нужно стимулировать. Конечно, можно ребенка подкупить но, это путь может привести к другим проблемам, поэтому попробуем разобраться в стимулах.

Во-первых, важен личный пример – говорить об уборке, о том, что это нужно и важно – конечно необходимо, но лучше показать пример и убедить малыша убираться всем вместе.

Во-вторых, можно привлечь ребенка делать уборку вместе с родителями, что бы у всех оставалось больше времени на совместные игры или любимые занятия. Можно пообещать ребенку, что после совместной уборки вы вместе отправитесь на прогулку,  поиграете с ним в игрушки, порисуете или почитаете книжку.

В-третьих, необходимо делать уборку с настроем. Если Вы убираетесь с явной неохотой, то и помощник не будет настроен на помощь. Если Вы сами не расположены к уборке, по разным причинам, или поняв, что ребенок устал, ему нехорошо, нет настроения, тоже нельзя усердствовать – лучше ее отложить. Итак, создаем настроение – включаем хорошую музыку и делаем уборку под нее, улыбаемся и подбадриваем ребенка, если видим в этом необходимость.

В-четвертых – по окончании уборки необходимо похвалить малыша, за то, что он сделал. Отмечайте, насколько важна его работа, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Похвала – это великая сила, она мотивирует ребенка к дальнейшим выполнениям пусть не всегда любимых домашних дел, дарит ему ощущение нужности и важности в семье.

Посильная работа, или какие дела можно возложить на маленького помощника?

Здесь уже возраст важен, работа должна быть посильной и безопасной, приведем примеры, что может делать ребенок:

— уборка по дому: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль (в первую очередь это относится к собственной комнате, если таковая имеется);

— помощь по готовке еды: чистить и резать овощи, заправлять салаты, делать бутерброды, приготовить яичницу и другие простые блюда (в зависимости от возраста);

— раскладывать и развешивать по местам вещи (в том числе собственные), а дети старшего возраста могут и сами погладить;

— мыть посуду, например, после совместного ужина;

— сходить в магазин за покупками, конечно не за новым смартфоном, а за продуктами питания или бытовой химией;

— полить цветы и ухаживать за домашним питомцем;

Школьник — должен уметь организовать свой день, необходимо, чтобы ребенок знал, что и в какой последовательности он должен делать, конечно, изначально с помощью родителей, а потом сам. Это касается того, с чем он соприкасается — уборки постели, своего рабочего места, мытья за собой посуды, чистки или мытья обуви, следить за своей одеждой, собирать портфель и т.д.

Если ребенок столкнется с какими-то сложностями при выполнении задания, или сделает его недостаточно хорошо, постарайтесь не критиковать маленького «неумейку», а вместе с ним пройдите его обязанность от начала и до конца. Казалось бы, что может быть проще, чем вытереть пыль или полить цветы, но и при выполнении этих заданий есть масса нюансов, с которыми ребенок был ранее не знаком. Где висит тряпочка для пыли, и в каких именно местах эту пыль следует искать, какую мебель можно просто вытереть влажной тряпочкой, а для какой необходимы специальные средства, сколько раз в неделю и каким образом нужно поливать цветы и как правильно опрыскивать фикус: даже если ребенок много раз видел весь процесс в вашем исполнении, стоит пройти с ним все шаги заново и объяснить, как именно в идеале должна выглядеть полка, с которой вытерли пыль или вымытый в кухне пол.

Терпение.

Приготовьтесь к тому, что первое время вам понадобиться напоминать ребенку о том, какие именно обязательства он на себя взял и что ему следует выполнить. Причем основная задача в этом случае, не пойти по пути жалости и попустительства самим родителям. Ведь иногда маме проще все сделать самой, чем пять раз напомнить ребенку о том, что ему нужно убрать в своей комнате и дождаться, что он действительно это сделает. Важно, чтобы ребенок привыкал, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями, также вносит свой вклад в общий уклад жизни, от него многое зависит и, сделав это многое, он получит свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Также не забывайте, что список детских обязанностей может варьироваться, и если сын ни в какую не хочет, например, мыть пол, но с удовольствием помогает вам на кухне, попробуйте на какое-то время сменить круг его задач, заменив одни на другие, ведь ребенка нужно научить справляться со всеми этапами ведения домашнего хозяйства.

Периодически общайтесь с детьми на тему, как они относятся к выполнению своих обязанностей, согласны ли они, что свой вклад в семью должен вносить каждый, а трудиться только кому-то одному на благо других несправедливо.

Уверены, что если за свою работу дети получают признание и благодарность от родителей, они видят, что благодаря их усилиям мама проводит с ними больше времени, да и вообще обстановка дома стала спокойнее, ребенок не откажется от своих ежедневных домашних задач и будет относиться к ним с пониманием.

 

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх