Адаптация к школе. Как вести себя с первоклашкой?

В вашей жизни и жизни вашего ребенка наступили важные и серьезные перемены – малыш пошел в первый класс. В этот ответственный период родителям очень важно правильно вести себя с первоклашкой, чтобы помочь ему адаптироваться к новым условиям и избежать стрессов и переутомления. Вот несколько советов психологов:

  •    Выработайте в семье единую тактику общения с первоклассником, а все свои разногласия по поводу того, что «педагогично, что нет» решайте  без него. Если что-то не получается посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу.
  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  •  Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они возникли, значит у ребенка есть на то основание.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему «С тобой все в порядке! Ты сам прекрасно справишься!»
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ребенку.

По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за  личные дела ребенка и передавайте их ему.

  •   Если это не опасно для жизни и здоровья позволяйте своему ребенку с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
  •   Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими и обязательно согласовываться взрослыми между собой.
  •   Будить ребенка нужно спокойно, ласковым голосом с улыбкой. Старайтесь не подгонять его и не дергать по пустякам.
  •   Не нервируйте ребенка с самого утра  и не торопите его. Если маленький ученик не успевает собраться в школу – лучше следующий раз будить его чуть раньше с учетом времени на которое он «закопался» сегодня.
  •   Не провожайте ребенка словами типа «Веди себя хорошо…»,  «Смотри, чтобы сегодня не было плохих оценок…». Лучше пожелайте ему удачи, подбодрите, ведь у него вперед трудный день.
  •   Интересуйтесь успехами своего ребенка у учителей, но не в присутствии малыша. Выслушав учителя, не спешите ругать ребенка за плохие оценки или поведение. Для того, чтобы сделать выводы нужно выслушать обе стороны. Учителя тоже могут быть субъективны, они также не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.
  •   Не требуйте от ребенка, чтобы сразу после школы он садился за уроки, ему необходим перерыв в 2-3 часа, лучше даже если первоклашка часик поспит, это поможет восстановить силы после занятий. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  •   Не нужно заставлять делать уроки «в один присест». После 15 -20 минут занятий лучше сделать 10 минутный перерыв (конечно желательно, чтобы это был не просмотр телевизора,  а какое-то подвижное занятие).
  •   Не сидите «над душой» пока маленький школьник делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Если ребенку нужна помощь – старайтесь объяснять то, что непонятно, но не выполнять за него задание, проявляйте при этом терпение и спокойствие. Обязательно похвалите и подбодрите ребенка, внушая, что у него все получится.
  •   Не торгуйтесь с ребенком «Если сделаешь это – получишь это …». Такая порочная практика вырабатывает у ребенка неправильное представление о цели его учебы, и он начинает думать, что учась и получая хорошие отметки он делает родителям одолжение, за которое они «платят» ему подарками и возможностью делать, что ему хочется.
  •   Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на телевизор, телефон и «взрослые» разговоры. Пусть в этот момент он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.
  •   Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учится становится сложнее, ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки – это первые 4-6 недель (3-4 недели для учеников 2-4 классов), затем конец 2-й четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоы нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  •   Даже самые «большие» дети нуждаются в ласке, объятиях и поцелуях. Обнимайте своего ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день. Целуйте его на ночь. Старайтесь не напоминать ему перед сном  о неприятностях,  не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и.т.п. Завтра будет новый день и в руках родителей сделать его спокойным, радостным и добрым. Вполне возможно прожить его без нотаций и нервотрепок для себя и для ребенка.

Не забывайте, что родительская любовь – это любовь не за то, что твой ребенок умный, красивый, способный, помощник, отличник и т.д., а просто так — за то, что ОН ЕСТЬ!!!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх