Еда по правилам. Правила введения прикорма ребенку

Введение прикорма – важный и ответственный период в жизни маленького человека. От того насколько правильно организовано знакомство с новой пищей во многом зависит дальнейшее здоровье малыша, темпы его физического и психомоторного развития, формирование вкусовых привычек и навыков здорового питания. Чтобы безопасно перевести ребенка на «взрослую пищу» необходимо придерживаться ряда правил введения прикорма. 

На протяжении первых месяцев жизни единственным питанием, удовлетворяющим все потребности крохи, являлось грудное молоко или адаптированная смесь. Но по мере роста и развития малыша чисто молочная диета уже не может обеспечить всех потребностей детского организма и возникает необходимость введения прикорма – дополнительных продуктов с большей энергетической плотностью и пищевой ценностью, которые дополнят рацион ребенка недостающими пищевыми ингредиентами и будут способствовать дальнейшему развитию его пищеварительной системы.

Введение прикорма является для малыша переходным этапом от единственного продукта (грудного молока или молочной смеси) к питанию с общего стола, и этот переходный период во многих отношениях считается критическим. С введением прикорма рацион ребенка претерпевает кардинальные изменения, в нем появляются новые продукты, по своему составу абсолютно отличающиеся от прежней пищи, в связи с этим значительно возрастает нагрузка на ферментные системы пищеварительного тракта и организм ребенка в целом. Пищеварительной системе крохи необходимо адаптироваться для переваривания и усвоения новой пищи, при этом увеличивается секреция желудочного и кишечного соков, повышается активность пищеварительных ферментов, стимулируется моторная функция кишечника. Но перестройка работы пищеварительной системы происходит не сразу и требует определенного времени. Так как оптимального переваривания нового вида пищи на этом этапе может не происходить, значительно увеличивается риск кишечных дисфункций. Именно поэтому так важны принципы постепенности и последовательности введения каждого нового продукта.

Критическим период прикорма считается также с точки зрения развития навыков потребления «твердой» пиши. Во втором полугодии жизни малышу необходимо освоить очень важное умение — пережевывать и глотать пищу, более плотную и густую по консистенции, чем грудное молоко. Запаздывание с приобретением этого навыка может привести к возникновению проблем с пищеварением в будущем, формированию приверженности к жидкому и пюреобразному питанию и привередливости в еде. Поэтому важно, чтобы в этот период по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась и консистенция пищи.

Из-за незрелости защитных систем, организм малыша в период прикорма становится очень уязвимым к воздействию недоброкачественных компонентов пищи, в это время резко возрастает риск кишечных инфекций. В связи с этим к блюдам и продуктам прикорма предъявляются особенно жесткие требования гигиенической безопасности.

Кроме того родителям важно помнить, что именно в период прикорма происходит формирование пищевого поведения ребенка, его вкусовых привычек и пристрастий, закладываются основы правильного питания и отношения к процессу принятия пищи в целом.

С учетом всех физиологических особенностей развития ребенка специалистами в области детского питания разработан ряд правил по введению в рацион малыша новых продуктов и блюд. Несоблюдение этих правил может привести к различным нарушениям в работе пищеварительной системы ребенка, развитию пищевой непереносимости, а также к формированию отрицательных рефлексов на новые виды пищи на длительный срок. Кроме того, нерациональное введение прикорма может привести к снижению выработки молока у кормящей мамы и досрочному завершению грудного вскармливания.

Правила введения прикорма

  • Знакомство ребенка с новым питанием следует начинать в период между 4 и 6 месяцем жизни. До 4 месяцев организм малыша просто физиологически не способен принимать и усваивать любую пищу кроме грудного молока или адаптированной смеси. В то же время затягивание с введением прикорма позже 6 месяцев увеличивает риск развития у ребенка различных дефицитных состояний (например, нехватки в организме белка, железа, цинка и др.), а также может привести к возникновению в дальнейшем трудностей с употреблением более плотных видов пищи. Решение о начале введения прикорма желательно принимать маме совместно с участковым педиатром, наблюдающим ребенка,  учитывая при этом индивидуальные особенности и готовность детского организма к восприятию и усвоению более сложной пищи.
  • Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоро­вому ребенку. Не следует вводить новые продукты в период острых заболеваний, выраженных проявлений аллергии, при изменении условий жизни (поездки, переезды), а также в период проведения профилактических приви­вок (за два-три дня до планируемой прививки и в течение недели после проведения вакцинации, чтобы иметь возможность в случае появления каких-либо нежелательных реакций правильно оценить причину их возникновения и не пропустить развитие поствакцинального осложнения).
  • Каждое новое блюдо или продукт прикорма вводят постепенно, начиная с небольшого объема – 0,5-1 чайная ложка, для того чтобы организм ребенка адаптировался к новому продукту. Если малыш хорошо перенес введение продукта: не появилось болей в животе, срыгивания, жидкого стула, аллергических высыпаний, объем блюда постепенно в течение 7-10 дней увеличивается до нормы, соответствующей возрасту ребенка (примерно 150-200 мл на одно кормление). При этом следует учитывать, что так называемые «возрастные нормы» определяются исходя из физиологической вместимости желудка ребенка (так, у малыша старше полугода примерный объем желудка составляет 200 мл, к году вместимость желудка увеличивается до 250 мл) и являются лишь ориентировочными, но не обязательными для каждого кормления. Нельзя заставлять малыша съесть больше того, что он съел с удовольствием, попытки насильственного кормления могут вызвать у крохи негативное отношение к вводимому продукту и процессу приема пищи в целом. Не стоит расстраиваться, если кроха не съел «положенное» количество пищи. Каждый ребенок индивидуален и если малыш нормально прибавляет в весе, здоров, жизнерадостен, весел и активен, значит, он съедает то количество, которое ему необходимо.
  • В начале введения прикорма следует давать малышу только однокомпонентные блюда, состоящие из одного продукта. «Сложные» многокомпонентные блюда в виде каш с фруктовыми добавками, овощных пюре из нескольких овощей труднее усваиваются и значительно сильнее нагружают ферментную систему ребенка, поэтому вводятся только после привыкания к «простым» блюдам прикорма.
  • Нельзя вводить два новых продукта одновременно (например, брокколи и морковь в овощном пюре),  так как в случае возникновения аллергической реакции будет сложно определить, каким именно продуктом она вызвана.
  • Не допускается введение двух новых видов прикорма (каша и овощное пюре) в один день. Следующий вид прикорма вводят только после адаптации ребенка к первому (1-я неделя – постепенное увеличение объема, 2-я неделя – привыкание, с 3-й недели – введение нового прикорма). Не рекомендуется также давать один и тот же вид прикорма несколько раз в день.
  • Первые блюда прикорма должны быть гомогенной (однородной, без комочков) полужидкой консистенции, чтобы не вызывать у ребенка затруднения при глотании. Если на этом этапе пища будет плохо измельчена, это может вызвать срыгивание, рвоту, проблемы с животиком и отказ от этой пищи в будущем. По мере взросления малыша необходимо последовательно переходить к более густой, а затем более плотной пище: пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной. Чтобы избежать негативных реакций на более плотную пищу, ее консистенцию следует изменять очень постепенно, незаметно для ребенка.
  • Новые продукты прикорма рекомендуется вводить в первой половине дня (лучше во второе кормление), чтобы иметь возможность оценить их переносимость ребенком. В течение дня следует наблюдать за самочувствием и поведением малыша, характером стула, состоянием кожных покровов и т.д. При появлении симптомов непереносимости (срыгиваний, расстройства стула, газообразования, высыпаний на коже или явного беспокойства ребенка) вводимый продукт временно на 1-2 месяца исключают из его рациона.
  • Не следует дополнительно подсаливать и подслащивать пюрешки и кашки на «свой вкус» для того, чтобы малыш кушал их более охотно.  Диетологи утверждают, что количества натрия, содержащегося в самих продуктах прикорма вполне достаточно для потребностей маленького организма. Переизбыток соли в рационе малыша может приводить к нервной возбудимости, и значительно повышает нагрузку на выделительную систему ребенка, увеличивая в дальнейшем риск развития мочекаменной болезни. Дополнительный сахар в питании крохи повышает нагрузку на поджелудочную железу, увеличивает риск возникновения кариеса, снижает иммунитет, а также способствует появлению лишнего веса. Кроме того, у ребенка формируется «вредные» вкусовые пристрастия к сладкой и соленой пище.
  • С самого начала знакомства малыша с новой пищей (с 4-6 месяцев), его следует приучать есть из ложечки, а с 7-9 месяцев — пить из чашки. Чтобы ребенок не подавился и не захлебнулся пищей, во время кормления он должен находиться в вертикальном положении в удобной позе, сидя на специальном детском стульчике или на коленях у мамы.
  • Блюда прикорма рекомендуется давать перед кормлением грудью (или молочной смесью), так как проголодавшийся малыш, скорее всего, более охотно попробует новую пищу. После того как кроха получил порцию прикорма желательно приложить его к груди. Это поможет маме поддержать и сохранить лактацию. Важно понимать, что начало введения прикорма не означает прекращения грудного вскармливания. Чем старше малыш – тем больше доля прикорма в его дневном рационе. Но даже для годовалого ребенка грудное молоко по-прежнему остается основным источником питания и многих полезных веществ, например кальция, фолиевой кислоты, витаминов А,С,В12.  Кроме того, длительное кормление грудью является отличной профилактикой многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также защищает малыша от инфекций и снижает риск развития аллергии.
  • Блюда прикорма следует готовить непосредственно перед каждым кормлением. Пища должна быть в теплом, но не горячем виде. Остатки еды не подлежат хранению и повторному использованию, так как при хранении в течение нескольких часов, даже в условиях холодильника, значительно увеличивается микробная обсемененность блюда, а повторное разогревание существенно уменьшает его пищевую ценность.  Готовое детское питание следует приобретать только от проверенных производителей. При этом необходимо обязательно обращать внимание на целостность упаковки, сроки годности и состав продукта, указанные на этикетке – в состав детского питания не должны входить ароматизаторы, красители, усилители вкуса и прочие подобные «недетские» добавки.
  • Рекомендуется придерживаться сроков введения новых продуктов и объемов блюд в соответствии с национальной схемой введения прикорма (5-6 месяцев овощное пюре и молочная каша, 6-7 месяцев – творог, мясное пюре и желток куриного яйца, 8 месяцев – кефир, 9 месяцев – рыба), но при этом обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его вкусовые предпочтения и давать ему возможность самостоятельного выбора — какие продукты и сколько ему съесть.
  • После введения трех основных продуктов прикорма (овощное пюре, каша, мясо) следует постепенно формировать режим питания малыша с определенным временем приема пищи. Соблюдение режима питания обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, у ребенка к назначенному часу начинают вырабатываться пищеварительные соки, улучшается переваривание и усвоение пищи, повышается аппетит.
  • При введении прикорма важно проявлять по отношению к ребенку ласку, внимание и терпение, но в то же время и мягкую настойчивость. В случае отказа малыша от нового продукта при первом введении, рекомендуется предлагать его ежедневно в течение 8-10 дней для знакомства. Если при этом кроха распробовал «новинку», можно продолжать введение до 10-15 дней для закрепления успеха, постепенно увеличивая объем. Если даже после 10 попыток привереда отталкивает ложку, маме следует отложить попытки введения этого продукта на 1-2 недели и затем предложить его снова.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх