Педиатрический или педагогический прикорм — есть ли разница?

В настоящее время в литературе для родителей и в Интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма — так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму, с  точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать малышу какую-то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье и обучить при этом поведению за столом. В такой ситуации маме бывает довольно сложно определиться с тактикой введения прикорма своему малышу.

Подходы к введению прикорма в последние годы существенно изменились, современная концепция педиатрического прикорма основывается на рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения и значительно отличается от той, на которую ссылаются сторонники педагогического прикорма. В настоящее время рекомендации по введению новых продуктов в рацион малыша стали более гибкими и больше ориентированы на длительное сохранение естественного вскармливания, при этом родителям предоставляется большая свобода в выборе тактики прикорма Следует отметить, что в некоторых аспектах эти рекомендации даже перекликаются с принципами педагогического прикорма. Например, также как и при педагогическом прикорме, с точки зрения современных педиатров введение прикорма должно происходить при одновременном продолжении кормления грудью. При этом несмотря на наличие понятия «возрастная норма», перед мамой не ставится задача «любой ценой» накормить ребенка определенным количеством новой пищи. Малыш съедает количество прикорма соответствующее своему аппетиту и желанию, а потом получает недостающий объем питания и калорий из грудного молока, либо, наоборот, может получать прикорм после кормления грудью. Совпадают и многие цели введения прикорма — поддержание естественного интереса к еде, обучение навыкам самостоятельного приема пищи и переход на семейное питание. Существенное отличие между практикой педиатрического и педагогического прикорма в том, что принципы введения педиатрического прикорма имеют серьезное научное обоснование, рекомендации ВОЗ основаны на крупномасштабных исследованиях, при этом учитываются все физиологические особенности маленького организма, в то время как не все постулаты педагогического прикорма имеют физиологическое обоснование.

Не совсем оправданы с точки зрения физиологии ребенка следующие позиции педагогического прикорма:

— слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофолоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом. В результате у малыша могут возникнуть расстройства стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма;

— при введении «микродоз» пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение рациона ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже полностью не удовлетворяется грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов, нередко дети прикармливаемые таким способом плохо набирают в весе;

— из-за того, что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций, становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула;

— формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной пищей, при этом значительно увеличивается риск ее аспирации (попадания в дыхательные пути). К тому же, недостаточно измельченная и плохо пережеванная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения;

— из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свой рацион питания и часто продолжают питаться привычной пищей, которая совсем не подходит для детского питания;

— отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на функции пищеварительной системы ребенка.

Таким образом, по крайней мере на начальном этапе знакомства малыша с новой пищей, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной  пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностями проглотить, переварить и усвоить новое питание. Использование в начале прикорма однокомпонентных пюре, то есть состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития непереносимости своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и  естественным.

2 комментариев к: “Педиатрический или педагогический прикорм — есть ли разница?”

  1. […] Введение прикорма — один из самых волнующих вопросов, возникающих у родителей на первом году жизни малыша и вызывающих большое количество разногласий в семье, особенно между поколениями родителей и бабушек. Одна из причин этих разногласий в том, что подходы к введению прикорма с течением времени значительно изменились,  особенно в отношении сроков введения дополнительного питания. Еще несколько десятилетий назад врачи рекомендовали начинать прикорм уже с трех недель жизни малыша. Такая система введения прикорма была связана с широким распространением искусственного вскармливания и использованием в качестве заменителей грудного молока неадаптированных смесей, которые не удовлетворяли потребности детей в пищевых веществах и витаминах. На этом фоне у малышей часто развивались дефицитные состояния, такие как анемия, рахит, а также различные нарушения со стороны пищеварительного тракта. Чтобы уменьшить негативные последствия для здоровья ребенка от питания такими смесями предлагалось очень раннее введение прикорма с целью как можно быстрее заместить молочную смесь обычными продуктами. Со временем по мере совершенствования состава смесей и появления все новых результатов исследований о преимуществах естественного вскармливания, сроки введения твердой пищи пересматривались и отодвигались все дальше и дальше.  В настоящее время национальные положения о введении прикорма приближены к мировым стандартам, но и сейчас конкретные сроки введения прикорма однозначно не определены и являются темой для дискуссий. […]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх