Зачем вводить прикорм?

Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма возрастают, и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что же такое прикорм и зачем он нужен?

 

Что такое прикорм?

Прикормом называются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион ребенка первого года жизни пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения его дальнейшего роста и развития. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания к «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь. Сначала дети получают пищу переходного периода — это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка, а затем настает время пищи с семейного стола. По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к возрасту 1 года организм ребенка уже физиологически способен потреблять продукты с общего семейного стола и эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка (естественно при условии, что в семье придерживаются принципов рационального здорового питания, используются только качественные и свежие продукты с небольшим количеством соли и сахара, не применяются полуфабрикаты).

Для чего нужен прикорм?

Безусловно, самой идеальной пищей для ребёнка до года является грудное молоко. Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), материнское молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых. Современные  адаптированные смеси хотя и не имеют столь уникального состава, но тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Учитывая эти факты, у мамы может возникнуть закономерный вопрос  — зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую пищу, морщится и выплевывает овощное пюре или очередной раз отталкивает ложечку с кашей.

Тем не менее, необходимость введения прикорма на первом году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Первый год является периодом наиболее интенсивного роста, физиологического созревания и развития ребенка. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный  вес при рождении, а к году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает функциональная активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем. Ближе к шести месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния и особенно дефицит железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка и возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объёму количестве пищи. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически «дозрел», чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола, поэтому в рацион малыша вводится пища переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребёнка и тем коли­чеством пищевых ингредиентов, которые получает ребёнок из молока.

Введение прикорма достаточно ответственный период в жизни ребенка. Плохое питание, неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений со стороны здоровья и развития ребенка. Чтобы правильно организовать прикорм своему малышу, маме необходимо понимать цели, с которыми ребенку во втором полугодии вводится дополнительное питание.

Основные цели, с которыми вводится прикорм:

— формирование у ребенка правильного пищевого поведения (поддержание аппетита и интереса к еде, формирование правильного к ней отношения);

— обогащение рациона малыша полезными веществами, отличными от тех, что присутствуют в грудном молоке, такими как рас­тительные белки и жиры, различные группы углеводов, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

— обеспечение тренировки и дальнейшего развития пищеварительной системы ребенка, его зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

— освоение навыка потребления густой, а затем плотной и твердой пищи. В этот период у малыша формируются очень важные навыки кусания и жевания, а в дальнейшем — навык самостоя­тельной еды.

— формирование у малыша вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

— введение прикорма обеспечивает постепенный переход ребёнка на семейное питание, что  в дальнейшем способствует его социализации.

Педиатрический или педагогический – есть ли разница?

Прикорм и грудное вскармливание — можно ли совместить?

 Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». Это утверждение является одним из многочисленных мифов, связанных с кормлением грудью. В действительности, высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на втором году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере, до конца первого года жизни ребенка.

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой» нормы, замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. Основные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период постепенно по мере развития пищевого интереса у малыша познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка «досыта» определенным количеством детского питания. Такой подход позволит с одной стороны поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса — грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

 

2 комментариев к: “Зачем вводить прикорм?”

  1. […] о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма — так называемом педиатрическом (традиционном, […]

  2. […] правильных принципов и методов кормления в период введения прикорма, включая ограничение использования […]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх