На своих двоих. Первые шаги

Жизнь ребенка до года — это время первых достижений и открытий. Кроха быстро растет и развивается на радость маме и папе. Но вот первый год подходит к концу, и родители с нетерпением ждут, когда же малыш сделает свои первые самостоятельные шаги.

Время идти. Для того, чтобы научиться ходить природа выделила ребенку достаточно много времени. Обычно детки начинают ходить в годовалом возрасте, вместе с тем считается нормой, если малыш делает свои первые шаги в период с 9 до 18 месяцев. Возраст, в котором ребенок начинает ходить зависит от множества факторов, таких как темперамент, конституциональные особенности и даже наследственность. Спокойные и упитанные малыши часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать, а подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи. Может случиться так, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы, кроха приобрел отрицательный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или в это время заболел, тогда он может отложить освоение этого важного навыка на некоторое время.

Ходьба – дело не трудное только на первый взгляд. Такой простой для нас, взрослых, способ передвижения, на самом деле является сложной хорошо скоординированной работой различных групп мышц, моторных зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярных центров. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому, перед тем как сделать свои первые самостоятельные шаги, у крохи должны хорошенько окрепнуть мышцы ног и спины, «созреть» нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки должны стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку тела. Началу ходьбы предшествует приобретение крохой ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7 — 8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за кроватку или перила манежа. Стоять малышу так нравиться, что он стремиться встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. Но это совсем не означает, что ваш карапуз сразу начнет ходить, пройдет ещё несколько месяцев до того, как он отправится в свое первое самостоятельное путешествие. После того как малыш научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно к 9 месяцам) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль опоры. В возрасте 9-10 месяцев кроха учится сгибать колени и садится из положения стоя. К возрасту 11 — 12 месяцев малыш обычно уже достаточно окреп, и вполне может научиться самостоятельно стоять, наклоняться, приседать, уверенно ходить, держась за руку. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые самостоятельные шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот очень полезный способ передвижения способствует развитию межполушарных связей головного мозга, правильному формированию позвоночника и является прекрасной тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять его на прямохождение.  Есть также немало малышей, которые «не рождены» ползать и перемещаются в пространстве своими способами – кто-то «ездит» на попе, кто-то «ходит» на коленках. Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16—18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Раньше или позже. Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему собственному графику. Но родители часто волнуются, когда ребенок приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если ребенок рано начинает ходить, у него могут искривиться ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом, в котором ребенок начинает ходить, и искривлением ног нет.  Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги, только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Не нужно учить ребенка ходить, он не нуждается в наших уроках. Если у малыша есть все признаки готовности к ходьбе: он уверенно передвигается по комнате, слегка придерживаясь за предметы мебели или стену, умеет стоять без поддержки, из положения стоя наклоняться и приседать, сам пытается отпустить опору, чтобы сделать один-два шага, родители могут лишь слегка помочь крохе  «осмелеть» и осознать, что он уже способен передвигаться «на своих двоих». Можно заинтересовать малыша игрушкой, ради которой он захочет оторваться от опоры и дойти до заветной цели, или организовать для него своеобразный тренажер из устойчивых предметов (стул, кресло) расставленных на небольшом расстоянии друг от друга, на которых разложить интересные предметы чтобы кроха мог переходить от одного предмета к другому, постепенно увеличивая расстояние между ними. Процесс будет гораздо эффективней, если превратить тренировку в игру, например можно весело хлопать в ладоши, каждый раз, когда малыш отрывается от опоры. На улице можно предлагать ребенку покатать коляску или игрушку–каталку в виде устойчивой тележки, которую малыш сможет толкать перед собой. Дети хорошо учатся на примере других, поэтому чаще гуляйте с малышом на детских площадках, чтобы он видел как ходят другие дети. Чтобы укрепить мышцы и улучшить координацию, играйте с ним в игры, стимулирующие движения – вместе ползайте, залезайте и слезайте с дивана, организовывайте «полосы препятствий» из подушек, валиков, ковриков. Предоставьте ему больше свободы, не пугайте, вскрикивая и подхватывая малыша на руки, каждый раз, когда он не удержав равновесия, шлепнулся на попку, чтобы в его сознании не сформировалось представление, что ходьба это что-то очень опасное. Хвалите малыша, вместе с ним разделяйте восторг от каждого нового достижения и от смелости юного «первопроходца» — это придаст ему решимости и уверенности в собственных силах.

Босиком или в обуви? Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы стопы довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, не сформированы физиологические изгибы, поэтому любая неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития.

Правильному формированию стопы способствует раздражение ее подошвенной поверхности неровностями рельефа, при этом мышцы стопы рефлекторно сокращаются, формируя ее естественные изгибы, так называемые своды стопы. Это происходит, когда ребенок бегает босиком по земле и травке на даче, по песочку возле речки или по гальке на морском пляже. На ровных поверхностях домашнего пола раздражения подошвенной поверхности стопы не происходит, и вся нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, при этом формирование стопы нарушается и может развиться плоскостопие и другие ортопедические проблемы. Вот почему так важно, чтобы и дома и на улице ребенок начинал ходить в удобной и правильно подобранной обуви, которая не только защитит ножки крохи, но и будет способствовать правильной постановке стоп при ходьбе. Но это совсем не означает, что нужно лишать малыша босоногого детства. Если первые шаги выпали на летний период, можно смело выпускать ребенка бегать босиком в саду или на даче.  Ходьба босиком полезна не только для профилактики плоскостопия, но и является хорошим закаливанием. Кроме того, стопы являются важной рефлексогенной зоной человека, при ходьбе босиком по естественным неровностям, разнообразные импульсы от многочисленных рецепторов поступают в головной мозг, стимулируя его работу, при этом улучшается функционирование внутренних органов, повышается тонус сосудов, происходит общее укрепление организма.

Если у ребенка нет возможности побегать босиком на природе, её может заменить ходьба по массажным поверхностям дома. Из покрытий домашнего пола для прогулок босиком подходят ковры с длинным ворсом, напоминающим траву, сизалевые циновки, пробка. Можно купить крохе специальный массажный коврик или устроить ему «домашний пляж», для этого в подходящую емкость с низкими краями (например, большой таз) насыпают мелкие гладкие камешки, предварительно промытые и прокаленные в духовке, и заливают их водой комфортной температуры так, чтобы она доходила ребенку до щиколоток. Очень полезно несколько раз в неделю, в качестве развлечения, давать малышу походить по такому «пляжу», начиная с 5 минут  и постепенно доводя до 10 — 15 минут, а добавление в воду нескольких ложек морской соли, поможет успокоить ребенка и снять напряжение с уставших ножек. С целью профилактики плоскостопия, с детками постарше можно выполнять гимнастику —  ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней поверхности стопы, захватывание пальцами стопы мелких предметов, катание маленького резинового мячика вдоль сводов стопы.

Как выбрать правильную детскую обувь. Обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первая обувь для малыша должна быть действительно «первой». Не рекомендуется донашивать обувь, переданную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп. Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить понравившиеся ботиночки. Примерку обуви лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает. Если стопы ребенка немного отличаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Выбирая закрытую обувь малышу трудно оценить достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин поставить малыша на плотный лист бумаги или картона, обвести стопу и вырезать трафарет, чтобы с его помощью выбирать подходящую по размеру обувь. В некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить размер обуви, необходимый ребенку.

Предпочтительно выбирать ботиночки из натуральных «дышащих» материалов. Детская обувь должна иметь:

— высокий жесткий закрытый задник, надежно фиксирующий пятку;

— умеренно жесткую гнущуюся подошву, которая имеет рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см);

— удобную и надежную застежку, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке. Стелька должна быть абсолютно ровная (ортопедические стельки с супинатором изготавливаются индивидуально только при назначении врача-ортопеда).-

Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1-1,5 см, в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой создаст воздушную прослойку, чтобы ножки не замерзли.

Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки «на вырост» (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить. Ботинок должен хорошо держаться и не соскакивать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе и беге. Чтобы понять комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 10 минут.

Родителям на заметку

 Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие «в народе» суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких «полезных советов» может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

1. Не умеющего ходить малыша нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию своего ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

2. Дома ребенок должен ходить по полу босиком. 

Многие родители считают, что малышу полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома малыш не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви.

А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

3. Обувь для малыша должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная обувь для ребенка должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.

Пора к ортопеду!

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии малыша. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить взрослых и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки; скрещивает ножки; часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении у невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки малыша, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша превышает 4—5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы малыша сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, 6 месяцев, а затем когда ребенку исполнится 1, 1,5, 2 и 3 года.

Дорогу пешеходу. Недаром говорят, когда ребенок учится ходить, родители забывают что такое сидеть. С переменой положения тела, для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами, и избежать травм, родителям нужно максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка, и оценить какие предметы могут представлять для него опасность. В комнатах не должно быть мебели и предметов, которые малыш может перевернуть и опрокинуть на себя, провода должны быть надежно спрятаны, электроприборы отключены от питания, на розетках необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть.

Самые опасные для малыша помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть её вместе с посудой и её содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включены всевозможные кухонные приборы, до которых он сможет дотянуться, особую опасность представляет духовой шкаф и газовая конфорка. Сильно нагретые поверхности, до которых малыш может дотронуться и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, могут вызвать значительные ожоги.

Ванная комната – не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда надежно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы должны храниться в недоступном для ребенка месте.

Не оставляйте ребенка в комнате одного без присмотра, даже если он, по вашему мнению, увлечен каким-то безопасным занятием.

Ребенку необходимо совершать гораздо больше разнообразных движений, чем взрослому. Всячески поощряйте ребенка к движению, создавая ему развивающую среду, дайте ему больше свободы и обеспечьте безопасность, и тогда первые шаги вашего малыша навсегда оставят в вашей душе только теплые воспоминания!

1 комментарий к: “На своих двоих. Первые шаги”

  1. […] тем лучше сформируются навыки к движению, сидению, ходьбе. Полезно не только гладить кроху, но и делать ему […]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
О сайте | Форум | Интеренет магазин | Контакты | Карта сайта | Реклама и услуги | Вверх